Любой светодизайнер или светотехник знает, что проектирование освещения моста – это сложная и комплексная задача. Первое, что следует учитывать, – тип сооружения. Мосты различают по пропускаемой нагрузке (автомобильные, пешеходные, железнодорожные и т.д.), балочной схеме (балочные, распорные, комбинированные), также они бывают разводными. Стоит помнить, что для освещения мостов нельзя использовать красный и зеленый цвета, поскольку они являются сигнальными в судоходстве. Кроме того, необходимо исключить ослепление людей, управляющих транспортом как на мосту, так и под мостом (если водоем судоходный). К осветительному оборудованию предъявляются повышенные требования с точки зрения виброустойчивости, устойчивости к климатическим факторам - температуре, ветру, агрессивным средам. Существует множество ограничений по месту установки оборудования, в т.ч. нельзя нарушать целостность конструкции ферм, то есть крепить светильники необходимо на специально разработанные кронштейны. В случае, если проектирование освещения осуществляется на этапе проектирования самого моста, можно предусмотреть закладные элементы для крепления светильников, продумать скрытый монтаж оборудования, проводку и аксессуары.
В случае с Волгоградским мостом мы, к сожалению, были лишены преимуществ проектирования нового моста, так как он уже был построен и печально известен своей пластичностью, за что получил в народе название «Танцующий мост».
Волгоградский мост является одним из крупнейших объектов транспортной инфраструктуры российского значения. Мост входит в комплекс автодорожных сооружений мостового перехода через реку Волгу и призван обеспечить разгрузку дорог федерального значения, транспортных магистралей города и выход на республики Средней Азии, города Астрахань и Саратов. Длина моста – 1,2 км, длина пролетных строений - в среднем 150 м. Каждый пролет разделен выступающими консолями.
Первоначальное техническое задание не предусматривало никаких ограничений: ни по бюджету, ни по установке, только желание заказчика реализовать медийную историю.
После обсуждения с заказчиком предварительных скетчей концепции появилась дополнительная информация и более полное техническое задание, а также понимание, где можно/нельзя устанавливать светильники, сократился бюджет. При этом необходимо было сохранить цветное решение и добиться максимальной равномерности освещения боковой части моста. Крепить оборудование разрешалось только в местах установки опор освещения моста, на выносных кронштейнах, прикрепленных к ограждающим конструкциям.
Отдел светодизайна IntiLED подготовил фотореалистичную визуализацию в нескольких режимах: монохромный белый, монохромный цветной и градиентная смена цвета для особых случаев – выходные и праздники.
Для реализации концепции было решено использовать RGBW прожекторы высокой мощности с узкой оптикой 10° с перекрестным нацеливанием, а поверхности моста под кронштейнами, которые оставались темными, - дополнительно осветить линейными RGBW светильниками с широким углом раскрытия луча 120° для максимально равномерного освещения моста.
Опоры моста были освещены с тех же кронштейнов прожекторами белого нейтрального цвета свечения (4000K) с 30-ти градусной оптикой. Такая схема расположения светильников
была принята после проведения светотехнических расчетов и позволила сильно сэкономить на оборудовании, добиться равномерности на поверхности со сложным типом отражения – комбинированным – зеркально-диффузным.
Однако у нас были опасения, вызванные сложным характером отражения поверхности, высокой протяженностью пролетов, а также возможным несоответствием чертежей реальной ситуации на объекте. Первое натурное моделирование было проведено для выяснения расстояния выноса кронштейна. Компания «Светосила» разработала специальный кронштейн длиной 2130 мм с выносом вниз с моста и местами для креплений трех светильников с двумя степенями свободы. Это позволило вращать прожекторы как по горизонтальной оси, так и вокруг собственной оси,
а также нацелить луч света согласно расчету.
Следующее натурное моделирование проходило с установкой светильников на два кронштейна на объекте. Однако из-за некорректного нацеливания светильников с узкой оптикой на поверхности моста проявились световые пятна.
После уточнения схемы нацеливания
было проведено ещё одно натурное моделирование, и результат в этот раз совпал с расчетами, освещение стало равномерным.
При написании сценария освещения мы тоже столкнулись с некоторыми особенностями. В частности, из-за перекрестного нацеливания каждый следующий прибор светил в область установки предыдущего. Поэтому было решено использовать близкие по гамме цвета в одном переливе и устанавливать скорость эффектов не очень быстрой, достаточной для свечения одним цветом двух прожекторов в одном пролёте. Все светильники управляются по протоколу DMX-512 и могут как создавать уникальные цветодинамические сценарии для праздничных мероприятий, так и работать в режиме статичного цвета. Например, один из написанных сценариев имитирует движение волны, и то, как она бьется о берег. При создании концепции освещения был учтён эффект отражения света от водной глади.
Учитывая специфику объекта, все световое оборудование устойчиво к воздействию динамических нагрузок, корпусы прожекторов изготовлены из антикоррозийных материалов.
В результате мы получили недорогое, красивое и равномерное для такой структуры освещение, где на один пролет 150 м установлен всего 21 прибор,
а суммарная потребляемая мощность – 39 кВт.
Чем больше ограничений есть в проекте, чем сложнее задача, тем интереснее работать. В данном проекте ограничений и сложностей было достаточно, однако три натурных моделирования, пять расчетов и постоянный диалог с заказчиком помогли нам избежать световых ожогов, неравномерности освещения и позволили уложиться в бюджет.