О проекте
Храмы Архангела Гавриила и Феодора Стратилата замечательны своей архитектурой, отражающей их многовековую историю. Деревянная церковь во имя Архангела Гавриила на Поганых (ныне Чистых) прудах впервые упоминается в 1551 году, а с 17 века связана с именем Александра Меншикова, сподвижника Петра I, когда по его приказу храм был перестроен под икону Богоматери, по преданию написанную евангелистом Лукой, а пруды, в которые сбрасывались отходы из близлежащих мясных лавок, очищены и переименованы в Чистые. Храм Архангела Гавриила выполнен в стиле петровского барокко. Его стены оформлены в классическом ордере и декорированы белокаменной лепниной, скульптурами, гирляндами из цветов и фруктов. Главный вход украшают массивные волюты. В народе церковь прозвали Меншиковой башней. Башня стала самым высоким зданием в Москве, её высота – 84 метра. Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 18 веке во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. Был закрыт в 1930-е годы, а с 1947 года в храмах разместилось подворье Антиохийской Православной Церкви и возобновились богослужения.
Идеи и задачи освещения
Отталкиваясь от архитектуры объекта, мы выбрали акцентирующий скользящий прием освещения как основной для всего ансамбля строений. Все детали церквей аккуратно выделены скользящим светом.
Реализация
Особое внимание уделено колокольне и входам. Линейные светильники выделяют грани восьмериков, придавая объём башне, а маломощные прожекторы с узкой оптикой, установленные на выносе, освещают купол. Порталы входа освещены изнутри, что создает эффект контражура, приглашает зайти внутрь. Гибкими линейными светильниками обозначены волюты. Колокольня находится в глубине, её заслоняет церковь, именно поэтому всё внимание сосредоточено на верхней части и входах, которые просматриваются с дороги. Церковь освещена лаконично, линейные светильники в арочных окнах внизу будто включают их, карниз визуально обозначает габариты здания. Бельведер освещен изнутри и снаружи, однако из-за разного цвета поверхностей мы не теряем объём, а подчеркиваем его.