Парк имени Низами Гянджеви, Дербент

  • фото:
    Курбанмагомедов Анвар / Anvar Photos
  • монтаж :
    Светотехническая компания HELIOCITY
  • поставка:
    Светотехническая компания HELIOCITY
  • концепция:
    Светотехническая компания HELIOCITY
  • ландшафтный дизайн, архитектор:
    Джон Калвин Видеманн
О проекте
Дербент – один из древнейших «живущих» городов мира, возраст которого насчитывает более 2000 лет. Сегодня это стремительно развивающийся туристический центр, привлекающий особым колоритом и многовековой историей.
Летом 2022 года в городе был торжественно открыт парк имени Низами Гянджеви с крупнейшим в России мультимедийным фонтаном площадью 5000 кв.м, с общей площадью парка около 7 га.
Парк назван в честь одного из самых значимых поэтов-романтиков эпохи средневекового Востока, внесшего огромный вклад в персидскую поэзию и культуру. После масштабной реконструкции это место стало одной из главных достопримечательностей города.
До начала благоустройства основная территория представляла собой большой пустующий участок земли. Новое благоустройство парка предполагало превратить его в современную городскую общественную зону круглогодичного пользования. Проект длился несколько лет и претерпел много изменений, однако удалость сохранить целостность пространства, в том числе благодаря комплексному подходу к ландшафтному и архитектурному освещению. Некоторые световые решения и формы были созданы специально для парка, что придало месту особую индивидуальность как в дневное, так и в вечернее время.
Идеи и концепция освещения
Помимо комфортного функционального освещения площадей и пешеходных дорожек, проект предложил многослойность в проектировании:
  • выявление вертикальных доминирующих архитектурных форм на фоне горизонтальной плоскости территории: это почти все архитектурные сооружения на территории парка, а также средневековая крепостная стена, примыкающая к парку и входящая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
  • внедрение смелых декоративных световых решений: таких как подсветка деревьев насыщенными цветовыми оттенками для создания торжественной, праздничной атмосферы в парке
  • выделение центрального фонтана дополнительной контурной подсветкой. Освещена
  • внешняя сторона бортиков и участки с декоративными кустарниками, разделяющие каменные чаши фонтана
  • дополнительные акценты в зонах зеленых террас, беседок и зеленого лабиринта
Реализация проекта
Для освещения деревьев, обрамляющих пешеходные дорожки, было выбрано смелое решение подсветки в нескольких оттенках зеленого для разных пород деревьев: от холодного с синевой до насыщенного изумрудного. Оттенки были заранее подобраны и реализованы в монохромных грунтовых светильниках IntiGROUND с нестандартными светодиодами, без управления (для экономии бюджета).
Так появились дорожки с горизонтальным тепло-белым свечением, обрамленные вертикальным светом холодных оттенков на листве деревьев. Это помогло создать необычные и каждый раз разные комбинации тепло-холодных цветовых сочетаний. Фасад колоссального светомузыкального фонтана с изогнутым рельефом освещен гибкой световой линией LACE.
В число архитектурных сооружений на территории парка вошли: здание музея, мультимедийная библиотека, башня в средневековом стиле, обрамленная зеленым лабиринтом, магазин сувениров и кафе. Каждое из этих строений уникально по-своему, и к каждому был придуман свой подход с сохранением общей идеи – выявление барельефов и усиление их значимости за счет цветовой температуры и яркости фасадов. Так, если пешеходные дорожки были выполнены в цветовой температуре 3000К, то фасады зданий – в 2700К. На первый взгляд может показаться, что разница не так велика, однако, будучи в пространстве парка, здания выгодно отличаются на фоне ровно залитой светом территории.
Здание библиотеки - наиболее грандиозное сооружение, увенчанное витражным куполом, имеющее только главный фасад, вписанный в насыпной искусственный холм. Фасад выложен массивными камнями из местных пород, создающих эффект руин. Из-за ограниченных возможностей материала было принято решение использовать градиентное освещение с грунта. Форма полукруга и остекленный главный вход в центре не позволяли просто залить светом весь фасад – требовалась дополнительная проработка именно главного входа, ведь над ним располагался всё тот же фасад, который нельзя было оставлять неосвещенным. Таким образом, путем светотехнических расчетов было найдено решение для этой зоны: грунтовые светильники IntiGROUND с антибликовой оптикой размещены от фасада дальше, чем остальные светильники.
Здание кафе и сувенирный магазин «встроены» в зеленый лабиринт из высоких туй. Из-за близости лабиринта не было возможности осветить их так же, как библиотеку: деревья закрывали примерно половину боковых частей фасада. Для заливки фасадов были разработаны высокие стойки с кронштейнами, на которые были установлены светильники KUB. За счет свободы поворота прожекторов удалось добиться равномерного заливающего освещения на фасадах. Благодаря растительности стойки скрылись в массе зелени и не создают лишнего визуального шума.
Для подсветки исторической стены, основной задачей было получить равномерное освещение плоскости стены, дополнительно усилив яркость на сохранившихся выступающих башнях. По концепции, светильники должны были располагаться у края пешеходной дороги, так как не было возможности ставить оборудование ближе из-за ведущихся на территории археологических раскопок. Таким образом, на стадии проектирования, помимо подбора оптики, также подбирался наиболее выигрышный угол наклона светового модуля и мощность, так как расстояние до стены по месту было неравномерным. Для создания ровного заливающего эффекта использовались грунтовые светильники с асимметричной оптикой IntiGROUND.
Десятиметровое сооружение башни, облицованное кладкой из разнородных каменных блоков местных пород, является центральным сооружением территории лабиринта. На вершине башни есть смотровая площадка, обрамленная массивными зубцами по контуру, сквозь которые можно наблюдать всю территорию парка. Для её освещения было использовано несколько приемов: подсветка грунтовыми светильниками IntiGROUND-midi и прожекторами RAY на скрытых в зелени стойках. Последние заливают верхнюю треть башни.
С точки зрения архитектурного многообразия, здание музея особенно богато: здесь и ритмичная аркатура на первом ярусе, и лестничные проемы, обрамленные фигурными балясинами, ведущими прямиком на смотровую площадку. Арочные проемы по периметру освещены грунтовыми светильниками IntiGROUND.
На территории парка была предусмотрена централизованная система управления с применением нескольких сценариев освещения: так, во время светомузыкального фонтанного представления, отключается общее функциональное освещение опорами, и работает только декоративная подсветка деревьев и фасадов зданий.
За три года работы, из пустынной заброшенной территории парк превратился в красочную, благоустроенную многофункциональную зону отдыха, где удалось воплотить в реальность многие творческие идеи, сохранив при этом идентичность места. Проект особенно интересен углубленным изучением культуры города, анализом местных материалов и их использования.

 

световое оборудование в проекте